Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

ДШИ д. Борки Он очень способный (Статья для родителей)

 

"Он очень способный"

 

«Он очень способный, но, к сожалению, такой ленивый!» — как часто звучат эти слова от родителей и педагогов. Ребенок не бывает ленивым ни  с того ни с сего. Лень возникает по разным причинам. Главная среди них — отсутствие интереса к занятиям. Давайте разберёмся вместе, в чём же дело.

 

Причина 1: Упрощение музыки

Однажды Иоганн Себастьян Бах на вопрос о том, как ему удается так виртуозно играть, ответил: "Моя игра не заслуживает такого внимания и похвал! Ведь мне нужно всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам…".

Едва ли не каждому музыкальному педагогу приходилось встречаться с людьми, которые придерживаются похожей точки зрения. Эти люди искренне считают, что музыка – этакое легкое и приятное аристократическое времяпровождение. Правда, все эти люди – все без исключения! – те, кто сами не учились музыке, и не могли наблюдать процесс обучения в ближайшем окружении.

Вместе с тем каждый, кто хотя бы месяц посидел за инструментом, прекрасно понимает: великий Бах произнес свою знаменитую фразу не без хорошей порции иронии. Ведь виртуозное исполнение – результат многих часов занятий в течение многих лет.

Ребенок, который по тем или иным причинам до начала занятий музыкой был уверен в простоте и легкости этого вида деятельности, может испытывать сильное разочарование. Настроенный на развлечение, он вскоре чувствует себя каторжанином. Непонимание проблемы родителями только усугубляет ситуацию.

Вывод: Истина в том, что путь становления музыканта коротким и простым не назовешь. Сложности возникают у всех, даже самых одаренных. Прежде всего они связаны с большими временными затратами, требующими высокой работоспособности, терпения, усидчивости. Задача родителей – выстроить процесс обучения ребенка с учетом понимания специфики процесса.

 

 Причина 2: Усложнение музыки

«Музыка это СЛОЖНО!" – уверена другая часть родителей. Эта крайность чревата не менее неприятными последствиями.

Психологи утверждают: регулярная вербализация сложности процесса, вызывает у детей снижение умственных способностей. Само слово "сложно" детям противопоказано.

Психологическая реакция на "сложно" движется по формуле "сложно" > "невозможно" > "не справлюсь". В результате – СТРЕСС и множество негативных физиологических реакций: мышечные зажимы, сужение сосудов, быстрая утомляемость, снижение работоспособности.

В результате ребенок раз за разом не справляется с тем, с чем он блестяще справился бы в комфортных для него условиях. А это уже прямой путь к заниженной самооценке и привычной, хронической неспособности к самореализации.

Вывод: Слово "сложно" работает как блокатор возможностей ребенка (и не только ребенка, кстати). В этом контексте будем читать его не как сложно и заменим на "Интересно!", "Увлекательно!".

 

Причина 3: Усталость

Владимир Спиваков признался в одном из телевизионных интервью, что отец заставлял его повторять пассаж по столько раз, сколько спичек было в коробке. Неудивительно, что у будущего выдающегося скрипача и дирижера возникало стойкое желание навсегда бросить скрипку. Кстати, от интенсивных музыкальных упражнений уставали в детстве даже гениальные Бетховен и Моцарт!

Одна из главных причин "не хочу" кроется в том, что люди склонны уставать от работы – любой, даже любимой. Наступление усталости практически неизбежно, когда работа носит регулярный характер, вменена в обязанность, и качество ее выполнения оценивается. Систематическая оценка по балльной школьной системе вызывает эмоциональные перегрузки и провоцирует дискомфортные состояния.

Надо быть готовым к тому, что юный музыкант, который работает в то время, когда его друзья развлекаются, несколько раз в неделю получает отметки, и каждую четверть сдает академические концерты и технические зачеты, рано или поздно начнет протестовать.

Что делать? Не стоит сводить жизнь ребенка исключительно к сидению за инструментом. Хорошо, если он будет чередовать музыку с другими, не оцениваемыми так строго увлечениями. Необходимо выкраивать время для общения с друзьями, подвижных игр, физических упражнений или хореографии, чтения  и т.п.

Вывод: Столкнувшись с нежеланием ребенка продолжать занятия музыкой, отчаиваться не стоит. Ведь "нехочуху" переносят как минимум 95% населения. Чтобы дежурная "инфекция" не дала осложнений, ситуацию надо спокойно проанализировать и подкорректировать.

 

Причина 4: Отсутствие режима дня

Мама с папой на работе, ребенок – с бабушкой, а то и вовсе предоставлен сам себе. Бабушка позволяет ненаглядному внучку все: смотреть телевизор – когда хочет, играть за компьютером – сколько заблагорассудится, прогулять музыкалку – легко! На выполнения домашних заданий по музыке ни бабушкиных сил, ни внучкиного времени не хватает. Результат предсказуем: пропуски – отставание от программы – провальные выступления – плохие отметки – недовольство педагогов – отказ от обучения.

Или другая крайность: родители настолько озабочены образованием своего чада, что ему, бедняге, и вздохнуть некогда. Уроки/занятия – сутки напролет, компьютер/телевизор – под запретом, общение со сверстниками – только на переменках. Музыку ребенок тихо ненавидит.

Нас не устроит ни тот, ни другой вариант. Нужно умудриться впихнуть в 24 детских часа массу различных дел – да так, чтобы ребенок все это спокойно, без значительных усилий и подвигов с его стороны успевал переделывать. И родителям свои 24 часа предстоит выстроить так, чтобы иметь возможность контролировать соблюдение ребенком режима дня.

Вывод: Режим дня – главное, что должно заботить родителя ребенка, у которого увеличилось количество учебных часов. Правильный, физиологически выверенный распорядок обеспечит и сохранность здоровья, и успешность в учебе. Отсутствие режима дня – тот риф, о который чаще всего разбиваются карьеры юных музыкантов.

 

Причина 5: Муштра при отсутствии поощрений

"Быстро за инструмент! И чтобы не вставал, пока не выучишь, лентяй!"

… Ну что тут добавить? Разве что констатировать: путь тупиковый. Нет лучшего способа отбить у ребенка желание подходить к инструменту, чем пальба оскорбительными для его самолюбия приказами-назиданиями.

Нет, проявлять настойчивость волей-неволей приходится. Но не в такой же форме! Кстати, в лености в данном случае стоит упрекнуть родителей, которые не удосужились поискать более гуманный и конструктивный вариант организации занятий для своего ребенка.

Выход здесь один – поддержать или вновь вызвать у ребенка интерес к занятиям. Так, чтобы за инструмент он садился если и после напоминания, то без явного или скрытого раздражения. Один из самых работающих способов – положительная мотивация.

 

Как пробудить интерес к занятиям музыкой?  3 способа решения проблемы:

1. Блестящие перспективы.

Расскажем ему о его блестящих перспективах? Можно, но… малоэффективно. Как показывает практика, метод действует, но действие его кратковременно. Стоит начать твердить о "что будет" каждый день, ребенок вообще перестает воспринимать информацию всерьез. Ведь в силу специфики своего детского мироощущения, он живет не в "прекрасном далеко", а здесь и сейчас. Причем здесь и сейчас он видит одно – новую порцию домашней работы. А что он получит, когда ее выполнит? Правильно, другую порцию домашней работы! Потом он сыграет академический концерт, далее выступит на конкурсе… И получит новую программу – то есть очень-очень большую порцию работы. Так что обозначать перспективы полезно, но заставлять ребенка жить исключительно перспективами – ошибочно.

2. Поощрения.

Попробуйте чаще поощрять нашего труженика. Устройте ему праздник, после выступления подарив цветы, сводив в кафе, или пригласив друзей. Не важно, что юный музыкант допустил "помарки" – похвалите его, отметив то, что ему удалось. И уж тем более не ругайте за ошибки! Даже после выступления, которое он сам оценил как провал, можно поддержать его веру в себя, подарив мягкую игрушку – "Друга, который все поймет", или перебить тоскливое настроение – "Мы тебя любим вместе с твоими ошибками!".

3. Превращаем работу в игру.

Превращение состоится, стоит лишь привнести в занятия элемент азарта. К примету, так:

– Я вчера засекла время, пока ты играла эту гамму. Ползла по клавишам более 3-х минут. Сегодня ты уложилась в две сорок! А быстрее можешь?

– Попробую…

– еще минус десять секунд! Да такими темпами ты скоро за минуту пролетишь!

– Спорим, за полминуты!

Что делает ребенок? Правильно, идет на очередной рекорд, соревнуясь сам с собой. То есть выполняет рутинную работу с превеликим удовольствием! Чего, собственно говоря, мы и добивались.

Вывод: Муштра и приказной тон – не лучшие способы достижения результата. Гораздо эффективнее и гуманнее поддерживать интерес ребенка к занятиям, создавая игровые ситуации, не скупясь на похвалы, не ругая за ошибки, устраивая сюрпризы и праздники после выступлений.

 

Причина 6: Конфликт со сверстниками

Музыкант работает на уроке один на один с педагогом, а если при этом дома его труд остаётся невостребованным, то получается, что ребёнок учит исключительно для учителя, скажите, кому из детей это интересно? Человек привык жить в социуме, у него обязательно должен быть круг единомышленников, он должен демонстрировать свои достижения, делиться впечатлениями. А если при этом друзья занимаются чем-то другим, то налицо конфликт, либо с друзьями, так как нет общих увлечений, совместного творчества, либо с музыкой. 

Вывод: Ребенок будет полноценно развиваться лишь в том случае, если сможет адаптироваться в среде сверстников, найти с ними точки соприкосновения. Родители со своей стороны должны постоянно подчёркивать свою заинтересованность в занятиях ребёнка. Устраивайте домашние концерты, приглашайте на них одноклассников  из музыкалки, пусть они тоже выступают. Сами приходите на школьные праздники, предложите ребёнку пригласить  своих друзей, родственников.

 

Причина 7: Конфликт с педагогом

Мне кажется, что основных причин для возникновения конфликтной ситуации две:

а) Личный конфликт, и

б) Профессиональный конфликт. Чаще он вызван недовольством требований учителя, либо его профессиональным мастерством. Часто именно нестыковка уровней требований ученика и учителя друг к другу становятся причиной возникновения напряженности в их отношениях.

Распространенная причина личного неприятия – системное взаимонепонимание между учителем и учеником. Что называется, "не сошлись характерами". Конфликт может возникнуть и спонтанно, вследствие какого-то события. Модели развития событий могут быть разными и зависят от личностных черт участников конфликта: "пожар" можно раздуть, или подпитывать, чтобы тлел долгие годы, а можно быстро и без следа погасить.

Если конфликт зашел слишком далеко и явно необратим, лучший выход – сменить педагога.

Нельзя исключать и обстоятельств, при которых ребенок просто хитрит. Скажем, ищет у учителя недостатки, чтобы оправдать собственную лень или другие причины плохой успеваемости.

Вывод:  Родителям и педагогам как можно чаще общаться; не жалеть времени на разговоры с ребенком. Выстроить конструктивные отношения в связке учитель – ученик – родитель.

 

Заключение

         Но вернемся к "не хочу учиться музыке". Что же с этим делать Вам, в Вашем конкретном случае, когда Вы с эти столкнулись?

Для начала – адекватно оцените ситуацию. То есть спокойно, без лишних эмоций, проанализируйте ее, и уже в зависимости от результата вашего мини-исследования поищите оптимальное решение.

Вот один из возможных алгоритмов действия:

1. Попытайтесь понять, "не хочу" ребенка это:

а) не более чем живая спонтанная, "минутная" реакция на ситуацию, которую он "здесь и сейчас" воспринял как негативную или сложную; или

б) это его обдуманное решение.

2. Еще раз проанализируйте 7 названных мной причин детского "не хочу". Посмотрите и на себя: не совершили ли Вы, родитель, одну или несколько из тех типичны ошибок, что здесь упомянуты.

3. Продумайте, что можно предпринять, чтобы повысить у ребенка интерес к занятиям и как их организовать. Обязательное условие: "меры реагирования" должны быть гуманными и позитивными!

Не из всякого человека, берущего уроки музыки, вырастает профессиональный музыкант. Но как бы ни сложилось профессиональное будущее ребенка, занятия музыкой не пройдут даром. Хороший вкус, знания в области культуры и искусства, развитый музыкальный слух, владение инструментом или вокальные навыки – это, согласитесь, неплохой ресурс для обеспечения успеха и в любой профессиональной области, и в социуме в целом. Уважаемые родители, ваши старания и труд вашего чада не пропадут даром. Ребёнок за годы учёбы в музыкальной школе становится более интеллектуальным, умным, обретает более просветлённую голову. Музыкалка помогает ему лучше учиться в общеобразовательной школе. Если он всё же слабовато учится, то поверьте, без музыки учился бы ещё хуже. Занятия музыкой способствуют развитию упорства и усидчивости, воспитанию трудолюбия, умению преодолевать лень – самозащитную реакцию на нагрузки.

Организованные и одновременные движения пальцев обеих рук – это напряжённейшая интеллектуальная тренировка, создающая множество связей между нейронами мозга и новые комбинации этих связей. Качество же мозга зависит не от его величины, а именно от эффективности связей между нейронами. Ещё одна треть двигательной коры мозга руководит голосовым аппаратом, и его развитие в большей степени увеличивает эффективность и множественность связей между нейронами.

         Итак, тренируя и пальцы, и певческий голос, мы с помощью обратной связи напрямую воздействуем на две трети двигательной коры, а так как мозг на все раздражения реагирует едино, то можно говорить о тренировке всего мозга.

Лакмусовой бумажкой интеллектуальности ребёнка является его отношение к сольфеджио. Если ребёнок не отлынивает от этого предмета, если любит его – перед вами настоящий интеллектуал с высокопродуктивным мозгом. Поздравляю!

 

 

Уверена, Вы – мудрый родитель – найдете лучший для Вашего ребенка вариант ответа на его "не хочу".

 

вернуться на предыдущую страницу

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"